Версия для слабовидящих

МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №110"

г. Петрозаводск, ул. Зеленая, 11

Телефон

(8-814-2) 56-53-21

Эл. почта centr-110@yandex.ru

Версия для слабовидящих

г. Петрозаводск, ул. Зеленая, 11
(8142) 56-53-21
Пн-Пт с 7.30 до 18.00

Страничка психолога

Также приглашаю Вас посетить мой личный сайт

Самое дорогое для нас — это наши дети. Давайте их просто любить!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым счастливым на свете. У счастливых родителей — счастливые дети, а у счастливых детей - счастливое детство.

Уважаемые родители! На нашей страничке мы делимся с вами тем, что делает нашу жизнь и жизнь наших детей радостнее и счастливее!


«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним» (И. Песталоцци)

Начнем с Любви.

Ласковое воспитание

Контакт глаз. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плачь, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

Физический контакт. Это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Все зависит от возраста,индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Младенец нуждается в поглаживании и нежных объятьях; дошкольник любит как поцелуи, объятья, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания.Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим тактильный контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

КАК И ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ДОМА
(БЕЗ ТЕЛЕВИЗОРА И РОДИТЕЛЕЙ)

  1. Сделать змею из каких-то старых колготок, впихивая все, что попало. Можно так и игрушки пособирать. Чем больше таких змей, тем более интересней.
  2. Превращать отпечатки своих рук и ног в зверей и даже человечков.
  3. Лепить шапки для пальцев из простого пластилина и превращать свои руки в человечков.
  4. Резиновая груша и комочки ваты (нажимаем на эту грушу и струей воздуха сдуваем комочки ваты или же бумажки с любой поверхности)
  5. Горка (строим горку из гладильной доски или доски для пресса. Ребенок может быстро съезжать с горки сам, может скатывать свои машинки или другой транспорт, небольшие мячики разного размера и цвета.
  6. Боулинг (ставим на полу пластиковые бутылки или строим небольшую башню из кубиков, и предлагаем своему ребенку сбивать их мячиками.
  7. Тоннель для любого транспорта (сворачиваем коврик и пускаем в этот тоннель машинки, автобуса и др. транспорт).
  8. Вдуваем и выдуваем воду через соломинки.
  9. Одевание и раздевание мягких игрушек
  10. Дать ребенку ненужную бумагу и попросить порвать ее на мелкие кусочки, а потом собрать все в коробку или бутылку. К тому же рвать бумагу — очень полезное занятие, развивает силу рук!
  11. Можно достать любимые сказки ребенка и включить их аудиозапись из Интернета (Utube , Яндекс видео и другие) или диска.
  12. Яркий пластилин увлекает. К нему можно добавить различные камешки, ракушки, бобовые. Можно играть еще и с плавающим пластилином. Дети с удовольствием лепят разные «изделия» и пускают их в вольное плаванье.
  13. Игры с коробками, шкатулками, ящичками очень нравятся малышам. Ребенок сам может придумать, что с ними делать.
  14. Рисование – отличный способ занять вашего чада. Дайте ему краски, карандаши, листы и ребенок нарисует все, на что его фантазия способна. Можно еще предложить рисование по точках.
  15. Раскраски не меньше рисования увлекают малыша. В Интернете есть большой выбор всевозможных раскрасок. Просто распечатайте, и ваш малыш с удовольствием раскрасит своего любимого героя.
  16. Детей постарше можно попросить отсортировать предметы в коробке. Например, бобовые – в одну миску, пуговицы – в другую.
  17. Малышей очень интересуют настоящие предметы. Например, дайте ему ложку, кастрюльку и другую небьющуюся посуду и пусть «варит» обед.
  18. Различные задания из кубиков могут заинтересовать ребят на какое-то время. Вы строите определенную фигуру, а ребенок должен сделать подобную.
  19. Нанизывание больших бусинок, пуговиц на шнурок может хорошо занять усидчивых детей.
  20. Организуйте водные игры. Многим детям очень нравится играться с корабликами, леечками и разными резиновыми игрушками. Только набирайте столько воды, чтобы ребенок не  смог залить весь пол, можно постелить на пол клеенку.
  21. Предложите малышу поиграть с пластиковой бутылкой. Пусть насыпает туда различные мелкие предметы (бусинки, бобовые, пуговицы…). Можно также налить в бутылку немного воды, пусть трясет ее, создавая различные звуки. Главное, чтобы крышка «случайно» не открылась.
  22. Наматывание шнуров, толстой веревки на катушку или палку – довольно занимательное задание.
  23. Очень полезным является шнурование, закрывание и открывание молний (желательно у старых вещей:)).
  24. Игры с дыроколом нравятся более старшим детям. Можно попросить своего чада сделать множество дырочек в разноцветном картоне. Сюда же можно подключить и шнурок, с помощью которого можно создавать узоры.
  25. Оказывается, прищепки нужны не только для сушки белья. Это замечательные игрушки для вашего малыша, которые развивают силу рук. Можно вырезать из картона ежика, солнышко, рыбку… и пусть украшает их прищепками. Довольно интересное занятие.
  26. Детям нравится собирать конструктор, пирамидку, лего, пазлы и другие подобные игры.
  27. Если у вас позволяет территория, то можно занять ребенка велосипедом или качелями. Только нужно быть все время на чеку.
  28. Сейчас в продаже есть игрушечные компьютеры с карточками, которые ребенок сам сможет вставить и играть. Они хорошо развивают и увлекают.
  29. Детская дискотека непременно придется по вкусу любому малышу. Включите веселые детские песни или современную музыку в зависимости от желания ребенка.
  30. Детям постарше понравятся вырезание из старых журналов. Из всего вырезанного можно сложить красивую композицию, которую можно наклеить на картон.
  31. Магнит тоже может увлечь вашего чада. Можно поставить магнит под бумагу, а монетку — на бумагу. Пусть двигает монетку по бумаге.
  32. С 5 лет можно предложить смастерить из спичечных коробков кроватку, из бумаги - человечка, подушку и одеяло. Разрисовываем человечка, кроватку и укладываем спать.
  33. Детская больничка очень нравится малышам. Они с удовольствием лечат своих кукол, зверюшек.
  34. Можно предложить из крупных цветных скрепок сделать различные силуэты, длинную цепочку для машинки или бусы для куклы.
  35. Предложите малышу отыскать пару для носков в вашем комоде. Желательно, чтобы носки были разноцветные и хорошо отличались друг от друга.
  36. С 5 лет ребенку понравится обрисовывать свою руку по контуру на бумаге. После чего обрисованную руку вырезаем и создаем узоры.
  37. Можно сделать свои собственные деньги. Монетки кладем под бумагу и лучше мягким карандашом раскрашиваем поверх монеты. Дети постарше смогут вырезать свои нарисованные деньги.
  38. Надуйте воздушный шар ребенку. Пусть подбрасывает его в воздух, не давая ему упасть на пол.
  39. Делаем домик. Для этого можно использовать стульчики, стол и покрывала. Удовольствий будет море!
  40. Можно предложить бег с шариком. Даем ложку и в нее ставим шарик, орех или что-то еще. Пусть ходит или бегает с ложкой по всей квартире, стараясь не уронить ее содержимое.
  41. Просто давайте разные задания. Предложите полить цветы, покормить кукол, уложить спать зверей, принести маме что-то нужное…
  42. Если ваш ребенок уже может сам одеваться и раздеваться, то можно устроить «парад мод». Дайте ему разные старые вещи. Пусть делает с ними, что захочет.
  43. Вообще, старайтесь все игрушки не держать в поле зрения детей. Спрячьте и давайте их по мере надобности. Тогда ребенок немного позабудет о своей старой игрушке и будет играться с ней с большим интересом
  44. Мальчикам в возрасте четырех лет нравится создавать из конструктора всевозможные шедевры. Играть с солдатиками, роботами и машинками, строить для них гаражи, дороги и городки. Не мешайте им, пусть проявляют свою фантазию, используют воображение – это разовьет их мышление и творческий потенциал.
  45. Не всем мальчикам нравится рисовать, но если вы предложите своему чаду порисовать углем, его это непременно заинтересует. Главное подготовьте для этого место, чтобы все вокруг не стало черным. Еще как вариант можно взять ватман, краски и позволить ему рисовать руками, ногами и всем, чем пожелает.
  46. Для развития координации купите или сделайте своему малышу маленький теннис. А точнее теннисную ракетку с мячиком на веревочке. Благодаря своей конструкции мячик не будет улетать, а главное такая игрушка всегда под рукой и не занимает много места.
  47. Девочки четырех лет уже хорошо рисуют и не только карандашами, но и красками с кисточкой. У них получается вырезать несложные фигурки из бумаги. Им может понравиться заниматься складыванием оригами, но поначалу родителям нужно будет помочь малышке освоить создание этих поделок. Нарежьте кусочки газеты или цветной бумаги разной формы и дайте их малышке вместе с клей-карандашом. Пусть делает аппликации по своему желанию.
  48. Чем занять 4 летнего ребенка? Вовлекать ли его в домашние дела! Накрывать на стол или готовить вкусные блюда, убирать или мыть посуду.
  49. Пересыпание круп. Предложите малышу пересыпать крупу ложкой из миски в миску или из чашки в чашку или попросить его насыпать ее поровну в три маленькие чашечки. Покажите малышу ,как держать ложку правильно, не в кулаке, а тремя пальцами. Пересыпание круп через воронку. Также как вы показывали ребенку как переливать воду через воронку покажите как пересыпать через нее крупу.
  50. Поиск игрушки. Возьмите большую миску насыпьте в нее много фасоли, пшена или чечевицы, закопайте в глубине мелкие предметы, например маленьких зверушек, подвески от мобильного телефона. Сортировка круп. Предложите ребенка разложить крупинки: в первую гречку, во вторую - чечевицу, в третью горох Эта игра развивает мышление, ведь сортировка это простейшая мыслительная операция. Рисование на манке. Насыпьте на поднос манку тонким слоем, покажите малышу как можно пальчиками рисовать все, что захочется, с трехлетними малышами можно учиться писать буквы и цифры.
  51. Зрительной и моторной координации. Вам понадобится: 4-6 бутылочек или банок разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшом контейнере). Расставьте бутылочки на столе перед ребенком; медленно снимите крышки и закрутите обратно; сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки и дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам.


Семейные ссоры

Папа и мама часто ссорятся. Папа хочет, чтобы бабушка к нам не ходила, а мама говорит, что от него помощи, как от козла молока. Потом они подолгу не разговаривают, и только жалеют меня по очереди, и мама еще плачет. Я, когда вырасту, то как стукну кулаком по столу да как крикну: «Вы что орете? Соседям спать мешаете!».

В семейной жизни всякое бывает. Иногда случаются и ссоры. Поводы для них бывают самые разные: выяснение отношений, семейные неурядицы, пресловутые тёщи и свекрови, финансовые вопросы, ревность. Но результат всегда один – от этого страдают дети, вне зависимости от того, являются они участниками, свидетелями этих сцен или имеют дело с их последствиями – холодностью, напряженностью отношений, обидами, размолвками, длительными отлучками одного из родителей.

Ссора - одна из разновидностей конфликта, участники которого борются за единый неделимый предмет – собственную правоту, исключительные права, доминирующее положение и т.п. конфликт в форме ссоры всегда приобретает вид конфронтации, различной по своей продолжительности (от нескольких минут до нескольких дней и даже недель). Каждый из её участников различными способами отстаивает свою позицию. И ребенок в семейных столкновениях бывает самым веским аргументом. Но если участники конфликта хоть в какой-то мере получают удовлетворение от своих действий ( пусть не в форме одержанной победы, а хотя бы в форме эмоциональной разрядки, ощущение своей правоты или оскорбленной невинности), то дети, будучи вовлеченными в такие разборки, испытывают лишь чувство беспомощности, раздвоенности. Ведь все участники семейной ссоры – близкие и дорогие для ребенка люди, и принять чью-то сторону – значит обидеть другую. Чаще всего в такие моменты дети горько плачут, но даже если они молчат и никак не выражают свои чувства, это не значит, что они не испытываю тягостных переживаний.

Вид материнских слез – еще один удар по детской психике. Какой малыш не посочувствует своей маме. Но виновник слез – отец, а следовательно, и в отношении с ним может появиться трещинка. Но ребенок нуждается в обоих родителях, как они в нем.

Взаимные попытки «заигрывания» с ребенком обоих родителей порождают у него недоумение. Но со временем малыш наверняка научится извлекать выгоду из подобных ситуаций: раз жалеют по очереди, так каждый по отдельности, значит можно что-то поиметь с одного в обход другого. При этом семейные ссоры не просто травмируют психику ребенка, они наносят ущерб растущей личности, делая малыша холодным и расчетливым.

Можно написать много красивых слов о вреде семейных ссор, но от этого их не станет меньше.    Поэтому в запальчивости борьбы за свою правоту просто попробуйте поставить себя на место собственного сына или дочери, взгляните на ситуацию их глазами. Может тогда вам покажутся мелкими ваши препирательства, возможно, вы хоть бы на миг приблизитесь к тому моменту, когда в доме опять воцарятся мир и тишина.

Что такое страх?

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Откуда берутся страхи

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

Причиной вторая многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Третья причина - детская фантазия. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Четвертая причина. Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.

Пятая - часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным.

Шестая. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи.

Виды страхов

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период. У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста. Позднее в 3-4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Существует 3 вида страхов.

В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.

3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.  Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами. Существует много методов для выявления страхов. Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку (см. табл.) имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а так же не стоит зачитывать список с листочка. Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться. Можно попробовать переубедить ребенка, но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или наоборот говорить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше.

 Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять, или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользоваться этим методом и должны действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию. Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. У детей с неврозом страха, как правило, бывает в таких историях негативное окончание. Задача психолога проиграть сюжеты рассказов в группе. А родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх. Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей. Все виды коррекции стоит применять в комплексе и подходят они для любых видов страха.

В серьезных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка, лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психологу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.

Правильное поведение

• не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Никогда не кричите на ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!

•не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, опасная эмоция человека.

•важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете, выше уже отмечалось, что объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

•постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

•обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.

•постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!

•поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

8 мифов о психологах

Последние несколько лет к психологам стали обращаться намного чаще. Это связано не столько с ростом психологических проблем у людей (проблем всегда было много), а сколько с расширением психологического кругозора человека, повышением его компетентности в области психологии. К сожалению, до сих пор профессия психолога и сама психология в целом окутана огромным числом мифов и тайн. И они (эти мифы) не такие уж и безвредные, так как мешают обычному человеку «трезво» воспринимать психологическую помощь, вовремя обращаться к психологу. Сегодня мы постараемся во всем этом разобраться.

Миф 1. Основная задача психолога – дать грамотный совет своему клиенту

Основная цель работы психолога – не давать советы, а помочь разобраться в проблеме. Конечно, по своей природе каждый из нас ожидает какого-либо совета, рекомендации. Это некая защита – переложить ответственность на кого-то другого, чтоб потом явно или мысленно обвинить его в том, что не получилось. Повторюсь, что это заложено природой человека.

Практика показывает, что в глубине души человек уже давным-давно принял какое-то решение, он знает выход из трудной ситуации, но что-то ему мешает сделать первый шаг, принять на себя ответственность. Психолог как раз в этом и помогает своему клиенту – разобраться в ситуации и взять ответственность за ее решение.

Каким образом психолог это делает? Психолог создает «комфортные условия», чтобы человек начал разбираться в проблеме. А вот тому, как создать эти «комфортные условия» и учат в психологических вузах.

Миф 2. Психолог должен был ранее пережить все то, о чем ему рассказывает клиент

Данный миф очень распространен особенно среди людей, переживших психологическую травму. В связи с этим часто можно услышать: «Как ты мне можешь помочь, если сам этого никогда не переживал…».

А сейчас на минутку представьте, когда вы идете к стоматологу, интересуетесь количеством вылеченных или больных в его рту зубов? Или другой пример, вы лежите на операционном столе. Вряд ли в эти минуты вас будет мучить вопрос – переживал ли хирургическое вмешательство ваш врач. Скорее во всех этих ситуациях будет заботить только одно – чтобы вам оказали квалифицированную помощь.

Это относится и к психологической помощи. Ведь психолог – не просто человек, готовый вас внимательно выслушать, а специалист, прошедший длительный период подготовки и продолжающий заниматься профессиональным совершенствованием. Любой квалифицированный психолог также посещает своего «личного психолога» для проработки проблем личного характера, чтобы они (эти проблемы) не мешали работе с клиентами.

Миф 3. Психолог обладает сверхспособностями и «видит человека насквозь»

Кстати, этим мифом вы можете воспользоваться, чтобы определить действительно квалифицированного психолога, который никогда не станет удивлять клиентов угадыванием их проблем, попытками предсказать их судьбу.

Конечно, за много лет работы психолог накопил достаточно материала о схожих проблемах у клиентов. Не смотря на это, квалифицированный специалист психолог всегда помнит, что всякий входящий в его кабинет – по-своему уникальная личность. По сути, вы сами прекрасно понимаете, что тематика психологических трудностей схожа у многих – это, например, развод, проблемы с детьми, трудности на работе и т.п. Но у каждого это проявляется по-разному, индивидуально. Поэтому в природе не существует универсальных способов решения психологических проблем.

Миф 4. Психолог работает с ненормальными людьми

Еще одно распространенное заблуждение. Некоторые люди соединяют работу психиатра и психолога, что в корне неверно. Ведь две совершенно разные специальности, и цели у них разные. Кстати, этому (а именно рассмотрению различий между психологом  психиатром) будет посвящена отдельная статья.

Кратко лишь скажу, что психиатр занимает ЛЕЧЕНИЕМ психически нездоровых людей. Данный специалист обязательно имеет медицинское образование, ставит диагнозы. Психиатрическое лечение в основном состоит в назначении соответствующих фармакологических препаратов.

В свою очередь, психолог работает с совершенно нормальными людьми (хотя до сих пор ведутся с поры, что же считать вариантом нормы, а что патологией). Это обычные люди, которые имеют некоторые психологические трудности во взаимоотношениях в семье, с коллегами, детьми, любимыми. Также к психологу обращаются люди, пережившие горе, утрату, находящиеся в кризисном состоянии. Безусловно, все эти люди психически здоровы, но самостоятельно им сложно справиться со сложившейся ситуацией.

Миф 5. Психолог – это такой добряк, который всегда будет на моей стороне

Безусловно, одна из задач психолога – поддержать клиента. Есть техники, используемые  специалистами в психологической работе. Одна из этих техник – безоценочное восприятие. Другими словами, психолог никогда не будет оценивать, плохо или хорошо вы поступили, нужные или ненужные чувства вы испытываете, важна для вас какая-то ситуация или нет. С этой точки зрения он, конечно же, на вашей стороне.

С другой стороны, для решения психологической проблемы недостаточно просто безоценочного выслушивания или применения других техник. Важно, чтобы сам клиент совершал эту самую психологическую работу над собой. В связи с этим, у некоторых людей возникает разочарование, когда они приходят к психологу, ожидая, что вот сейчас он решит все их проблемы.

Миф 6. Психолог должен помогать не за деньги, а по доброте душевной

Напомню, что психолог – специалист, который имеет высшее образование, а некоторые даже научную степень. Постоянно занимается профессиональным совершенствованием. То есть по сути это такая же профессия, как профессия врача, учителя, парикмахера и т.д. Когда приходите в салон красоты или на приме к стоматологу, вы же не думаете, что эти специалисты вдруг начнут выполнять свои профессиональные обязанности бесплатно.

Во всей этой «платной» ситуации есть еще один немаловажный момент. Когда человек приходит за психологической помощью – значит, он готов тратить свое время и деньги на решение проблемы. А это уже половина успеха психологической работы. Иными словами, сама готовность человека работать над собой, что-то менять – это уже огромный шаг.

Миф 7. Для психологической работы потребуется потратить много денег и сил или, наоборот, все произойдет быстро (мгновенно решится проблема)

Ни один квалифицированный психолог не сможет сказать, сколько потребуется времени на решение вашей психологической проблемы. Для кого-то достаточно одной консультации, чтобы принять решение и начать действовать. А кому требуется гораздо больше времени.

Мы уже обсуждали, что в психологии не существует универсального рецепта, каждый случай индивидуален. Как и индивидуально время, которое необходимо потратить на его решение.

Миф 8. У психолога не может быть своих проблем

Вы встречали когда-нибудь стоматолога, у которого никогда не болел зуб? Вряд ли, так как он тоже живой человек. Так же и с психологом. Психолог – тоже обычный человек со своими «тараканами», он не бездушное существо. В отличие от своих клиентов психолог имеет соответствующие знания, которые мотивируют его обращаться за дополнительной помощью к другому профессиональному психологу.

Скажу даже больше, квалифицированный психолог, чтобы избежать профессионального выгорания и продолжать качественно выполнять без помех свою работу, просто обязан регулярно посещать личного психолога (это для решения личных проблем) и супервизора (для решения профессиональных проблем, для разбора трудных психологических случаев – вариант работы с наставником).

И если вы сталкиваетесь с психологом, который утверждает, что все свои проблемы уже давно решил и в помощи коллег не нуждается, то бегите скорее от такого самоуверенного горе-специалиста.